В конце XV в. получила известность группа «Семь ранних поэтов» (Цянь ци цзы). Видя нараставшее неблагополучие в обществе, они считали необходимым возродить действенные в их понимании социальные и нравственные идеалы и сделать литературу выразителем настроений мыслящего и эмоционально богатого человека. В группе главенствовали Ли Мэн-ян (1473-1530) и Хэ Цзин-мин (1483-1521). Они призывали отказаться от сунской литературной традиции, которую связывали с насаждением
неоконфуцианского учения, и «в изящной прозе возвратиться к стилю эпох Цинь и Хань, а в поэзии — к периоду расцвета Тан». В полемическом задоре Ли Мэн-ян даже утверждал: «При Сун не было стихов». Он полагал, что следует вспомнить о древних временах, когда и в жизни и в стиле словесного творчества люди не находились в жестких рамках закостеневшей системы правил и регламентаций. Призыв следовать положениям древнего
конфуцианства, которые казались ему наиболее своевременными и необходимыми, сопровождался у него частыми напоминаниями о важности для поэта знания фольклорного песенного творчества — «истинные стихи в народной среде». Он привносил в свое творчество духовный настрой, язык и простоту народных песен, что несколько обновляло стих. В гу ти ши он брал за образец произведения эпох Хань и Вэй, а в цзинь ти ши следовал за стихами расцвета Тан, причем особенно почитал
Ду Фу. У Ли Мэн-яна немало эмоциональных стихов о различных событиях и явлениях тогдашней жизни. Хэ Цзин-мин видел в возвращении к древности возможность обрести некую свободу в трактовке современной проблематики и в использовании накопленных поэзией творческих принципов. Помимо лирических стихов он писал произведения, воссоздававшие эпизоды из жизни людей разного общественного положения. К эстетическим установкам и поэтической практике «Семи ранних поэтов» были близки «Четверо талантов из У» (У чжун сы цай цзы) (поэты и художники из г. Учэна, совр. г. Сучжоу пров. Цзянсу) во главе с прославленным живописцем
Тан Инем (1470-1523). На духовный облик «талантов» наложила отпечаток городская культура экономически процветавшего Юго-Востока. Знание философии, критическое отношение к
неоконфуцианству, желание отделить поэзию чувств от догматов учений были свойственны Чжу Юнь-мину (1460-1526), в стихах которого проявлялся деятельный ум и желание реализовать свои дарования. Тан Инь первым из представителей купеческого рода получил образование, с блеском выдержал государственные экзамены на чиновничью должность (1498) и поступил на службу, однако затем был привлечен к суду за дерзкое поведение и лишился возможности сделать карьеру. Он занялся торговлей картинами и в стихах высмеивал погоню за чинами, выражал удовлетворение выпавшим ему жизненным уделом и повседневными радостями. Само умение создавать стихи, минуты вдохновения делали его счастливым, и он записывал простой и безыскусный текст. В эти годы манера тайгэ ти утратила привлекательность.
Закрепить успехи «Семи ранних поэтов» посчитали необходимым «Семь поздних поэтов» (Хоу ци цзы), связанных дружескими отношениями. Главенствующую роль в этом содружестве играли Ли Пань-лу (1514-1570) и Ван Ши-чжэнь (1526-1590). Ими выдвигалось требование: «Для изящной прозы обязателен пример Западной Хань, поэзия должна равняться на стихи периода расцвета Тан, а сочинения, написанные после годов правления Да-ли [766— 779], не следует читать». Самый большой успех выпал на долю Ван Ши-чжэня, который был автором интересного труда по теории искусства и поэтики, использовал широкий арсенал художественных приемов и зачастую создавал удачные стихи. Однако скрупулезное следование древним образцам, насыщение текста заимствованной из них лексикой и образами, увлечение формой стиха снижали художественный уровень произведений этой школы. Один из поэтов — Се Чжэнь — был исключен из сообщества за расхождение с руководителями, поскольку возражал против преувеличения значимости художественного опыта прежних веков. Усиливающееся эпигонство вызвало противодействие поэта, писателя, драматурга, художника Сюй Вэя (1521— 1593). Сильная эмоциональная напряженность и личностное начало в его поэзии были обусловлены драматическими событиями в его жизни: восемью неудачными попытками получить чиновничью степень, нищетой и неблагополучием в семье, депрессивным состоянием, повлекшим за собой убийство жены и тюремное заключение. Увлечение учением
Ван Ян-мина и
чань-буддизмом сопровождалось выработкой оригинального подхода к социальным и этическим проблемам. Он пытался найти словесную форму, способную выразить его страдающую и необузданную натуру, и потому считал поучительными для себя оригинальные и необычные стихи Хань Юя и Ли Хэ. Прекрасным поэтом-лириком был выдающийся драматург Тан Сянь-цзу (1550—1616), привнесший в поэзию свое понимание человеческой природы и придававший огромное значение эмоциям и любовным переживаниям. Он отвергал подражательство, а в прошлом стихотворном опыте ему импонировала манера поэтов эпохи Шести династий (III—VI вв.). Отрицание эпигонства стало главным эстетическим требованием школы Гунъань-пай, которую представляли братья Юань Цзун-дао (1560—1600), Юань Хун-дао (1568—1610) и Юань Чжун-дао (1570—1623) — выходцы из уезда Гунъань пров. Хубэй (отсюда и название школы). Они утверждали, что литература изменяется вместе со временем и языковая манера древности ныне неприемлема. Первейшее назначение поэзии им виделось в воплощении мировосприятия и психологии автора, в передаче эмоционального опыта. Они разделяли новые мировоззренческие представления, нашедшие отражение в драматургии и сюжетной прозе, и вводили их в поэзию. Братья были тесно связаны с мыслителем
Ли Чжи (1527—1602), который скептически относился к конфуцианскому канону и не признавал авторитета основоположников учения. Его тезис о «детском сердце», воспринимающем внешний мир непосредственно и естественно, способствовал появлению у Гунъань-пай основополагающего положения: поэзия лишь воспроизводит личностный духовный настрой, свободный от какого-либо воздействия господствующих учений и общественных норм. Отрицая определяющую роль неоконфуцианских идей, члены школы были уверены, что достоинства поэзии определяются прежде всего тем, в какой мере она отражает авторскую личность. Среди братьев самым одаренным считался Юань Хун-дао, который откровенно делился владевшими им чувствами и был прям в суждениях: «Верю сердцу и раскрываю чувства, верю устам и говорю». Он, как и братья, писал стихи под влиянием момента, простым языком, не добивался совершенства техники стиха, поэтому его интересные творческие установки не удалось подкрепить серьезными художественными успехами. Разделявшие эту эстетическую позицию Чжун Син (1574—1624) и Тан Юань-чунь (ум. 1631) посчитали необходимым исправить его творческие промахи. Поскольку они были выходцами из уезда Цзинлин пров. Хубэй, их направление получило название Цзинлин-пай. Поэты избегали изображения социальных явлений и сосредоточились на выявлении своего внутреннего мира, чаще всего передавая чувства одиночества, печали, разочарования и прибегая к образам осеннего и вечернего пейзажа. Стилю «пресности» Гунъань-пай они противопоставили стиль «глубоко сокровенный, оригинально красивый», намеренно нарушали законы рифмовки, грамматические правила, находили редкие иероглифы.
При династии Мин место цы по-прежнему занимали стихи в жанре саньцюй, представленном 330 авторами и многочисленными сборниками.
В начале эпохи главенствовал Чжу Ю-дунь (ум. 1439), который сочинял красивые мелодии, живо и проникновенно писал о любви, пирах, цветах. В конце XV в. на севере жили знаменитые Кан Хай (1475-1540), Ван Цзю-сы, Чан Лунь (1492-1525), в свободной манере писавшие о превратностях чиновничьей карьеры, о безотрадности уединения для человека с высокими помыслами. С 80-х годов XVI в. в южных районах появилось множество авторов разнообразных по стилю стихов саньцюй. Наиболее значительным был Фэн Вэй-минь; помимо стихов о любви и природе у него много саньцюй с общественной тематикой, что нечасто встречалось в этом жанре. Стихи саньцюй стоявшего у истоков куньшаньской драмы Лян Чэнь-юя (1520-1594), написанные красиво, в сходной с цы стилистической манере, вызывали противоречивое отношение: одни восхищались их необычностью, другие порицали их за эстетизм и чрезмерную изысканность инструментовки. Жанр саньцюй в минские времена был любим и драматургами, и мастерами стихов-ши.
Военные события, связанные с вторжением маньчжурской армии и утверждением новой династии Цин (1644-1911), стали серьезным испытанием для поэтов и потребовали от них стихов иной тематики и тональности. Чэнь Цзы-лун (1608-1647) участвовал в войне с захватчиками, был брошен в тюрьму и покончил с собой. В наибольшей мере его мастерство проявилось в семисловных люйши, которые говорят о сильном духе, мужестве и скорби автора. В тюрьме погиб также юный Ся Вань-чунь (1631-1647), написавший талантливые стихи о гибели национальной династии. Огромное влияние имели политические, философские и научные идеи Гу Янь-у (1613-1682), который отказался служить маньчжурам, занимался объединением сил сопротивления. Им написано более 400 стихов, в которых он размышлял о причинах гибели национальной династии Мин, обличал предателей. Он тяготел к пятисловным гу ти ши, к широкому использованию исторических и литературных реминисценций. Равной с ним славой пользовались мыслители и поэты-патриоты
Ван Фу-чжи (1619-1692) и
Хуан Цзун-си (1610-1695), чьи стихи были глубоки и емки, точно воспроизводили картины и эпизоды реальной жизни. Произведения влиятельного поэта Цянь Цянь-и (1582-1664) сочетали красоту слога и строгое следование ритмическим законам танской поэзии с рассудочностью стихов династии Сун, рисовали духовный облик человека — приверженца национальных традиций и обличителя новых порядков. Его творческое наследие в период под девизом правления Цянь-лун (1736-1795) оказалось под запретом. Последователи Цянь Цянь-и считали себя наследниками творческого опыта сунской династии.
Большой интерес вызывало творчество двух поэтов, которых называли «южный Ши и северный Сун». Ши Жунь-чжан (1624-1689) прославился пейзажными стихами, близкими к манере и философской содержательности Ван Вэя. Особенно искусны его пятисловные гу ти ши и цзинь ти ши. Сун Вань (1614-1674) пострадал от клеветы и три года провел в тюрьме. Часть стихов говорила о разочаровании и душевных муках, но преобладающими были строки энергичные, четкие, воодушевляющие. Успех сопутствовал ему в семисловных стихах и песнях. О событиях своего времени, о частых стихийных бедствиях, о жизни рабочих на соляных промыслах писал удалившийся со службы в деревню У Цзя-цзи (1618-1684).
У Во-е (1609-1672) передавал сложное психологическое состояние ученого мужа, оказавшегося на службе у новой династии. Он откликался на крупные события и рассказывал о судьбах отдельных людей, обращался к важной общественной проблематике и писал о любви. Он был одним из крупнейших мастеров лироэпических поэм в послетанский период, писал семисловным размером. Неприятие династии Цин привело Цюй Да-цзюня (1629-1696) к монашескому постригу. Его своеобразный стиль, эмоциональность и гражданский пафос особенно ярко проявились в пятисловных люйши. Большинство поэтов постепенно примирились с иноземной властью, и среди них был преуспевший по службе Ван Ши-чжэнь (1634-1711) — создатель теории шэнь-юнь («дух и рифма», «вдохновенное описание»), базирующейся на даосских и буддийских понятиях цзы жань («естественность»),
сюй («пустотность»), дунь у («внезапное, интуитивное озарение»). Поэт прежде всего ориентировался на воссоздание изначальной чистоты человека и космически неизреченной мощи природы. Образцами ему служили пейзажные стихи Ван Вэя и Мэн Хао-жаня. Талант поэта, создавшего около 4000 стихов, сильная философская мысль и развитое эстетическое чувство обеспечили Ван Ши-чжэню широкое признание. Еще большим влиянием пользовалось направление Шэнь Дэ-цяня (1673-1769), разработавшего теорию гэ-дяо («форма и мелодия», «мелодика стиха»), требовавшую строгого соблюдения правил чередования тонов и рифмовки. Стихи в сдержанной манере воспроизводят облик носителя традиционной конфуцианской морали. Сторонник этого направления Чжао Чжи-синь (1662-1744) в помощь поэтам составил трактат «Шэн дяо пу» («Регистр тонов и мелодий»). Он порицал Ван Ши-чжэня за приверженность лишь к одной, пейзажной линии в поэзии. Автор более 4200 стихов
Юань Мэй (1716-1797) показывал недостатки обеих концепций и настаивал на необходимости придерживаться принципа син [1]—лин [1] («естественность и одухотворенность»), при котором необходимым условием творческого процесса предполагались талант и вдохновение. В стихах Юань Мэя запечатлены личный душевный опыт, способность видеть красоту и наслаждаться радостями жизни, умение искренно и нежно писать о любви, о дружбе с поэтессами и певичками. Его творческие взгляды разделяли историк Чжао И (1727-1814), чьи гу ти ши отличаются непринужденностью, смелостью в оценках и философском осмыслении прошлого и настоящего, и поэт Чжан Вэнь-тао (1764-1814), с редкой откровенностью описывавший интимные отношения. Талантливы его семисловные цзинь ти ши о смятении, тревогах и мечтах одаренного человека. Творческим концепциям Ван Ши-чжэня и Юань Мэя знаток древности Вэн Фан-ган (1733—1818) противопоставлял теорию цзи ли («текстура плоти»), в соответствии с которой овладение сутью конфуцианского канона и традиционной ученостью органически приводит поэта к созданию нужной стихотворной формы. Легкостью и изяществом стиля, новизной и живописностью образов, психологической верностью выделялось творчество Хуан Чжун-цзэ (1749—1783), много страдавшего от болезней и нищеты, от несчастной любви. Его индивидуальность в наибольшей мере проявилась в семисловных четверостишиях и гу ти ши.
Библ. см.: Классическая поэзия: новые веяния.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 69-72.